В маленьком возрасте ребенок не только запоминает информацию, но и подвергает ее первому анализу. Поэтому этот период считается началом самосознания, своего места в мире, которое начинает определять пространство и время. И поэтому есть много опасений. В том числе и страх смерти. Но ребенок считает себя бессмертным, и страх смерти больше связан с потерей близких.
Большинство детей подвержены страху смерти. Они очень переживают потерю своих близких. Дети боятся потерять родителей. Но есть дети, которые совершенно невосприимчивы к страху. Это свидетельствует о нарушениях развития — снижении эмоциональной чувствительности в неблагоприятных жизненных условиях или желании защитить ребенка от возможных эмоциональных потрясений. И родители должны подумать об этом.
В возрасте около восьми лет ребенок воспринимает смерть как естественный процесс, как неотъемлемую часть жизни.
Как отвечать на вопросы о смерти? Самое главное — быть честным. Вы не можете представить себе нереальные истории. Информация изложена четко и ясно, без лишних подробностей. Когда ребенок задает такой вопрос, он готов услышать ответ.
Следует понимать, что страх смерти не повредит ребенку, а наоборот — поможет установить причинно-следственные связи. Вы постепенно поймете, что если люди не живут вечно, то некоторые ситуации приводят к смерти, последствия поступков могут быть очень опасными.
Ответ лучше вырабатывать на основе жизненного цикла человека: рождение, воспитание, рождение детей, внуков. Необходимо без проблем распространять идею о том, что смерть — это естественный конец долгой и счастливой жизни. Ребенок будет воспринимать эту информацию более спокойно, если поймет, что его родители и люди остаются с ним надолго.
Если это необходимо, вы должны поговорить о похоронах. Объясняет, почему происходят ритуалы. Пусть ребенок поймет, что люди плачут, потому что прощаются и грустят. Это не позор.
Если ребенок вырос в религиозной семье, то процесс смерти и погребения должен быть объяснен принятой в семье религией.
После всех вопросов и ответов ребенок некоторое время будет задавать четкие вопросы. Возможно, символ смерти появится в его творчестве. Иногда мы также боимся крови. В этом нет ничего страшного или неправильного — именно так детская психика усваивает такую сложную информацию. Именно так ребенок вызывает свой страх. Во всяком случае, чувства психически здорового ребенка поверхностны и мимолетны. Скоро его заинтересует другая тема, другие вопросы.
Если он вдруг ото всех закрылся, или потерял сон, то лучше повторить разговор. Главная задача в этой ситуации — выявить незаконченные моменты ребенка и восполнить пробелы.
Нельзя проявлять неуверенность при ответе, потому что даже если ребенок сдастся, он не перестанет искать ответ. И благодаря развитому воображению он может объяснить все неправильно, придумать искаженный образ.
Нельзя использовать следующие фразы, когда говорят: «он заснул», «он отправился в долгое путешествие». У ребенка может развиться страх перед сном. Или они боятся расставаться со своими близкими, что приводит к мысли о смерти.
Не используйте несемейные термины. Это только запутает ребенка. Важно, чтобы ребенок получил ясную и понятную картину в целом: почему люди умирают, что происходит до и после них. Это один из этапов развития ребенка и должен пройти как можно более гладко.
Ритуальные услуги в Минске «Память»