Недостаток места на кладбищах — глобальная проблема, которую в каждом регионе решают по-разному. Вопрос глобален, потому что ни одна страна не может стать кладбищем. Даже в более крупных странах эта проблема актуальна, поскольку кладбища должны располагаться только на доступном расстоянии от крупных населенных пунктов и, более того, необходимо, чтобы они были защищены от вандалов и прочее. И методы решения этой проблемы различаются, поскольку в каждой стране свои климатические условия, а также свои традиции, обычаи и ритуалы, что сильно ограничивает возможности решения проблемы. В нашей статье мы расскажем о том, как сейчас решается эта проблема в Иерусалиме.
Строительство
В святом городе давно не хватает земли для захоронений, и городские власти заявляют, что этот дефицит растет быстрее, чем существующие кладбища. В связи с этим несколько лет назад было принято решение создать подземный уровень под одним из кладбищ — по сути, катакомбы точно так же, как хоронили своих предков, умерших два года назад в современном Израиле. Тысячу лет назад только в них были лифты, светодиодное освещение и тележки для гольфа для более быстрого и легкого передвижения по большим коридорам.
Проект строительства подземного кладбища длился четыре года и завершился в конце октября 2019 года. Всего комплекс подземных гробниц содержит около двух километров туннелей с погребальными нишами в стенах — по имеющимся оценкам, эти ниши предлагают место для 23000 новых захоронений. Чтобы облегчить передвижение по извилистым туннелям, используются небольшие автомобили, такие как тележки для гольфа, а спуск осуществляется с помощью нескольких лифтов, которые могут вместить в общей сложности 30 человек. Многие жители Иерусалима отнеслись к проекту с большим энтузиазмом, в том числе потому, что он возродил дух древних традиций.
«Здесь вы видите первое подземное кладбище новой эры», — сказала Ада Альфандари, руководитель отдела развития израильской девелоперской компании Rolzur, возглавляющей проект. Rolzur специализируется на прокладке туннелей, хотя обычно есть туннели для подземных дорог и железных дорог. Но на этот раз его клиент обратился с другой просьбой: более благородный план.
Заказчиком в данном случае был Кейлат-Иерусалим, член Хевра Кадиша, ведущей израильской похоронной службы (они во многих отношениях являются монополистами). Бюджет проекта составлял около 200 миллионов шекелей (или 45 миллионов фунтов, 4,5 миллиарда рублей). Интересно, что дополнительным условием для архитектуры туннелей и ниш было то, что тела захороненных там людей обязательно должны были касаться земли и что не было возможности быть захороненными кремированными останками. Оба требования прямо вытекают из традиций иудаизма: согласно обычаю, кремация строго запрещена, тело должно быть обращено на землю, и в будущем его нельзя раскапывать и снова захоронять после захоронения. Чтобы соответствовать условиям, Ролзуру пришлось уменьшить количество гробниц, чтобы каждая из них проходила через каменную стену, соединенную с землей.
Ада Альфандари также описала еще одну важную задачу для своих компаний: они должны сделать подземное кладбище расслабляющим, мирным и нетронутым — это, к сожалению, очень локализованные серые каменные туннели, которые большинство современных людей ассоциируют со сценами из фильмов ужасов. Для этого Rolzur разместил в галереях мягкую светодиодную подсветку: лампы проходят вдоль каждого ряда могильных ниш и под крышей туннеля, то есть верхние источники света находятся на высоте пятнадцати метров над головами посетителей некрополя. На перекрестках подземных туннелей янтарный свет огромных витражей освещает немецкий художник Ивель Габриэль.
Торжественное открытие нового некрополя состоялось 30 октября 2019 года. При этом в эксплуатацию была введена лишь около трети комплекса, в который входит около восьми тысяч гробниц, готовых принять умерших. В других частях комплекса тоннели еще прокладываются. Первые похороны здесь прошли в ноябре того же года. За последние две недели, предшествовавшие открытию, рабочие поспешили установить вентиляционные трубы для закачки воздуха в катакомбы, глубина которых составляет 50 метров, каждая из которых имеет диаметр около двух метров.
Пока что почти все еврейские кладбища в самом Иерусалиме были закрыты из-за перенаселенности (нееврейские кладбища не пострадали, поскольку неевреи в Израиле хоронят в отдельных некрополях). По словам руководства Rolzur, сейчас они планируют построить подземные кладбища по всему миру, полагая, что рост городов во всех частях мира неизбежно потребует этих проектов сегодня, если не завтра, то через несколько лет. В частности, в Иерусалиме новый комплекс подземных катакомб был создан прямо под крупнейшим еврейским кладбищем в городе — Гиват Шауль — на котором скоро закончится место, несмотря на то, что на нем находится 250 000 гробниц. Считается, что подземный комплекс решит проблему нехватки кладбищ как минимум на ближайшие несколько лет.
Что касается долгосрочных перспектив на будущее, менеджмент Rolzur уже строит амбициозные планы на будущее. Важно, чтобы подземные катакомбы не требовали дополнительного отвода земли, помимо того, что уже считается за кладбищем Гиват Шауль. Катакомбы в настоящее время занимают только 5% площади, которую они могут занять, не выходя за пределы надземной границы кладбища. По оценкам руководства компании, она сможет расширить эту систему туннелей в течение длительного времени, и, если она будет заполнена к концу века, можно будет выкопать еще 50 метров и построить новый уровень катакомб ниже существующих. Таким образом, мертвые хоронят в соответствии с самыми строгими традициями, и в то же время они не отнимают ни пяди земли у живых и не оставляют поверхность для городской застройки. Подобные кладбища в настоящее время строятся на нескольких уровнях в Израиле.
Организация похорон в Минске «Память»