1839 году миру стал доступен способ получения фотографии. Удивительная новинка получила признание в высших слоях общества и у среднего класса. Сразу же появилось направление Пост Мортем (после смерти). Это искусство посмертной фотографии. Причиной явилась частая смертность, особенно детская. Коммерческие фотографы могли предложить свой необычный товар — увековечивать память о любимом человеке в виде изображения. Фотография покойного была сувениром, напоминающим об усопшем.
Умирающего в то время не отвозили в больницу. Люди болели и умирали дома. В последние дни жизни родные брат или сестра делили с умирающим одну постель. Подготовка к погребению происходила дома. После всех приготовлений тело покойного некоторое время оставалось дома, дабы все могли проститься с усопшим. Сознание родственников было сосредоточено на разлуке и потере, они не чурались мертвого тела.
В то время болезни просто выкашивали ряды людей. Чаще всего младенцев просто не успевали сфотографировать при жизни, поэтому родители прибегали к искусству фотографии после смерти, чтобы сохранить память о своих детях.
Чаще всего фотографии делались прямо на дому, хотя студийных работ было тоже не мало. Визит к фотографу был дорогим удовольствием даже для состоятельных людей. На него копили, как на крайний случай. Долгая выдержка при фотографировании требовало продолжительной неподвижности, поэтому умершие выглядели на фотографии четко, а живые смазанными.
Умершего фотографировали таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна. Иногда покойных размещали в произвольных позах, имитирующих живого человека. Для фотосессий умершего празднично наряжали. Часто детей окружали любимыми игрушками, сажали с преданными животными.
Пост Мортем развивался и усовершенствовался. Для идеальной фиксации покойного был изобретен штатив. На таких фотографиях только вид этого штатива выдает печальный статус натурщиков.
Для того, чтобы изображение выглядело натуральным, фотографы рисовали глаза на закрытых веках. Говорят, что некоторым умершим даже вырезали веки и закапывали специальную жидкость, чтобы придать живость взгляду.
По канонам эстетики родственника умершего не полагалось выглядеть печальными, поэтому на фотографиях мамы и папы вымученно улыбаются. Взрослых усопших фотографировали сидя. Очень жутко выглядела групповая детская фотография. Но инициаторами такой съемки являлись сами дети.
В начале двадцатого века мода на такое искусство упала. В настоящее время такие снимки делают редкие энтузиасты. А фотографии Пост Мортема сегодня являются предметом изучения и коллекционирования.
Ритуальные услуги в Минске «Память»