Характерной чертой цыганской культуры смерти есть сочетание полярных принципов: традиции предков и ритуала «нечистоты» смерти. Если кто-то соприкоснется с вещами покойного, ты и твое окружение будут не чистыми. Так, когда человек слышит приближение своей смерти, умирающий перемещается в свою собственный Бендер (специальная палатка), где тот переходит в следующий мир.
У всех цыган собственные взгляды на нечистое, когда человек умирает. Они стараются избавиться от зараженных вещей, когда умирает родственник, они часто кладут их рядом с покойным в могилу, хоронят или жгут на костре. Сначала их можно было отдать не цыганским нищим, но теперь эти нравы прошли. У родственников «загрязнение» исчезает через какое-то время, но нельзя прикасаться к бытовой технике, посуде, одежде и прочее.
Могилы цыган похожи на древние гробницы, где умершего оставляли со всем, что может пригодиться после смерти. Пол устлан коврами, стены покрыты камнем или кирпичом, а внутри находятся личные вещи умерших. Над могилой красивая надгробная плита, часто с полным изображением покойного и изображением его драгоценного имущества: виллы, автомобиля и драгоценностей. Часто родители намеренно покупают новые вещи в могилу, чтобы выразить свое уважение к умершему и повысить свой престиж в глазах других. Могилы богатых цыган и особенно баронов иногда выглядят как настоящие дома.
По обычаю, принято готовиться к смерти, когда человек еще молод. Сначала семья родителей, чтобы устроить им достойные похороны и дорогую могилу, а затем и остальные их близкие. Если кто-то умер внезапно, его семья все равно откладывает через несколько лет после похорон деньги на настоящий надгробный камень и захоронение.
Умерших цыган никогда не оставляют в покое. Они окружены заботой. Члены семьи, которые входят в Бендер, не показывают своей грусти и печали, а ведут себя как обычно: едят, пьют, разговаривают, шутят и развлекаются.
Важной особенностью цыганской культуры является табу на нарушение целостности тела умершего, что нередко приводит к разногласиям с местными правоохранительными органами. Независимо от того, вызвана ли смерть естественными причинами, несчастными случаями или преступлениями, члены семьи постараются избежать этой процедуры до конца, иногда даже обходя закон, пытаясь получить требуемое свидетельство о смерти. Если стороны не договариваются, Цыганский барон вмешивается и для решения этой проблемы уже обращается непосредственно в местную администрацию.
Согласно христианским традициям, православные цыгане омывают умерших и читают молитвы, находясь дома. Но для очищения используется не обычная вода, а специальные травяные чаи, и вместо молитв читаются специальные заклинания. Используется лучшая одежда и украшения.
Похороны цыган проходят в солнечную погоду и могут длиться несколько недель. В это время люди приходят в палатку или в дом, где умер человек, и отдают свой последний долг. В это же время семья начинает планировать будущую могилу или склеп. Однако эта традиция не распространена среди мусульман, которые, согласно правилам ислама, стараются организовать похороны в день смерти.
Единой позиции по вопросу кремации цыган нет. Некоторые относятся к этому отрицательно, а другие требуют, чтобы останки были кремированы. Во всяком случае, последнее путешествие покойного проходит со смехом и весельем, предполагая, что тот отправляется в лучший мир и освобождается от земных страданий, а значит, и плакать о нем не нужно. Оркестр играет на похоронах всю ночь.
После похорон начинается поминальный праздник, который длится два-три дня. Это происходит на самой роскошной вилле в общине или в большом шатре. Обильное застолье с разнообразными сладостями и напитками сопровождается веселыми песнями и танцами. Когда семья устраивает вечеринку в ресторане, все меню заказываются для поминальной трапезы.
Ритуальные услуги в Минске «Память»